Приобщение
дошкольника к книге
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышом и помогать при анализе произведения.
Какие
вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания картинок в книге?
1."Что изображено на этой картинке? "
2."Посмотри
на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить?"
3."О
чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чем - подробно?"
4."Чем
развеселила, огорчила или удивила она тебя?"
5."Чем
ты закончишь рассказ по ней?"
6.Предложить
ситуацию: "Я начну рассказ, а ты продолжи.
А теперь
ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?"
Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?
1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
2.Спросите,
понравилось ли произведение? Чем?
3.Что
нового, интересного он узнал?
4.Попросите
ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки,
стихотворения.
5.Как
описана природа?
6.Какие
слова и выражения ему запомнились?
7.Чему
научила его книга?
8.Предложите
ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок,
изображая голосом персонажей произведения.
Как научить ребенка беречь книги?
Необходимо для этого следовать правилам:
1.Не
делать в книге пометок, надписей, рисунков.
2.Не
читать во время еды.
3.Не
загибать листы, пользоваться закладкой.
4.Класть
книгу только на чистый стол.
5.Не
разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
6.Своевременно
оказывать "скорую помощь" больным книгам.
Сила
«ласковушек»
Сегодня уже является бесспорной мысль о том, что общение нужно ребенку точно
так, же как полноценное питание и хороший медицинский уход.
- целуйте и обнимайте своих детей как можно чаще в течение дня;
- учтите, что в подсчете ласковушек не принимаются поцелую после пробуждения и
перед сном;
- дарите ласковушки минимум 8 раз в день каждому ребенку;
- дарите ласковушки детям независимо от его возраста;
- дарите ласковушки и мальчикам и девочкам;
- сделайте ласковушки неизменной традицией в Вашей семье;
- начните делать это уже сегодня, и Вы увидите, как изменятся Ваши
взаимоотношения!
Дети и гаджеты: вред и польза. Советы психолога.
Какой вред оказывают гаджеты?
У детей от года до трех лет происходит формирование всех основных процессов – запоминания, понимания, разработка мелкой и крупной моторики. Когда малыши привязаны к телефону, на экране которого постоянно меняются разноцветные картинки, они утрачивают способность мыслить и размышлять, чему-то учиться. Они повторяют то, что видят. В психофизиологическом плане у детей начинает портиться осанка, страдает зрение – зачастую мы не контролируем, в какой позе ребенок смотрит мультфильмы. Маленькие дети настолько погружаются в процесс, что забывают даже сходить в туалет. В дальнейшем это может спровоцировать энурез – непроизвольное мочеиспускание. Также дети могут отказываться от еды, ставя под угрозу работу желудочно-кишечного тракта.
Есть ли для детей польза от гаджетов?
Быстрый доступ к любой информации. Например, в качестве подкрепления материала из книг о животных, ребенку можно показать видеоролик на ту же тему. Так вы расширяете кругозор малыша. Также гаджеты помогают комбинировать увлечения ребенка. Когда девочка любит моделировать одежду, она может создать придуманный образ в фотошопе, сделав его более детальным. Существуют и детские сайты по програмированию. Детей после трех лет можно обучать иностранным языкам по видеоурокам. Ребенок визуально и на слух запоминает и повторяет иностранные слова.
Как и когда можно давать гаджеты детям?
Самый оптимальный возраст – когда дети понимают, что они смотрят. Развивающие мультики можно показывать после трех лет, но в ограниченном количестве. До трех лет я не рекомендую давать гаджеты. Можно лишь включать музыку, но при этом выключать экран телефона. Родитель должен контролировать, что смотрит его ребенок.
Детская агрессия после гаджетов: как бороться?
Дети повторяют то, что видят в семье. Если родители берут телефон, как только появляется свободная минута, ребенок будет делать то же самое. Когда взрослые просят малыша порисовать или поиграть в конструктор, а сами смотрят телевизор, скорее всего, ребенок просто поменяет локацию, продолжив играть в телефоне. Не отбирайте у ребенка гаджет, когда он проходит какой-то уровень в игре. Дождитесь, пока он пройдет уровень и предложите альтернативное занятие – погулять или полепить. Договаривайтесь с вашими детьми! Лучше делать это до того, как дадите ребенку планшет или телефон. Для маленьких же детей я советую установить программу, которая автоматически выключает гаджет по истечении определенного времени. Тогда родитель не подвергается агрессии ребенка, ведь телефон выключился автоматически.
- чем позже вы дадите ребенку какой-то гаджет, тем лучше;
- контролируйте время использования гаджетов;
- договоритесь с ребенком заранее, обьяснив, сколько времени ему дается;
- обязательно позаботьтесь о других увлечениях вашего ребенка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
ГРУППА
Правильная подготовка к
школе играет огромную роль в дальнейшей успеваемости ребенка, создавая для него
плавный переход между занятиями в детском саду и учебными буднями. К тому же
хорошая подготовка влияет не только на успеваемость, но и сказывается на психологическом
состоянии ребенка. Тот, которого хорошо подготовили к школе, относится к
занятиям спокойно, легко воспринимает изменившуюся ситуацию, стабильно учится,
не нервничает, быстро находит друзей, спокойно адаптируется. При отсутствии
тщательной подготовки резкое изменение ситуации от детского сада к школе может
стать серьезным фактором стресса для ребенка, что отразится не только на его
учебе, но и на состоянии здоровья.
Общее развитие
В этой области каждый ребенок должен
быть хорошо подготовлен к школе, где ему придется проявлять значительную по
сравнению с детским садом самостоятельность:
§ Знание собственного
имени и фамилии, дня рождения, возраста.
§ Знание имен родителей.
§ Домашний адрес.
§ Знание названия родной
страны.
§ Дни недели, месяца,
времена года.
§ Знание основных
профессий людей и понимание, с какой работой они связаны.
§ Ребенок в
подготовительной группе должен знать основных домашних и диких животных, а
также названия их детенышей.
§ Разбираться и
объяснять природные явления (солнце светит днем, ночью темно, вода мокрая и так
далее).
§ Различать разные виды
транспорта.
§ Обладать навыками
правил дорожного движения.
§ Распознавать времена
года по внешним признакам (зимой холодно, идет снег, осенью падают желтые
листья и так далее).
§ Уметь узнавать
растения по деталям (листьям, цветам, ягодам и так далее).
§ Понятие праздника и
буднего дня.
§ Понимание разницы
между живой и неживой природой.
Эти базовые знания могут быть намного шире, если ребенок развит, но малыш,
подготовленный к школе, не может иметь более скудные познания.
Моторика и навыки
самообслуживания и гигиены
Предоставлен сам себе, поэтому у него должны быть хорошо сформированы и
закреплены основные навыки самообслуживания:
§ Самостоятельно или с
небольшой помощью взрослых одеваться и раздеваться.
§ Застегивать пуговицы
на одежде, зашнуровывать обувь.
§ Уверенно, хорошо ходить,
бегать, прыгать и лазать.
§ Уметь переносить
нетяжелые предметы на небольшие расстояния.
§ Кидать и ловить мяч.
§ Играть в подвижные
игры.
§ Танцевать.
§ Самостоятельно
умываться, мыть руки, чистить зубы, причесываться.
§ Следить за внешним
видом.
§ Складывать одежду,
обувь.
§ Проявлять
индивидуальность при выборе нарядов.
§ Умение исправно
пользоваться горшком и унитазом.
§ Умение изображать
ровные линии от руки.
§ Способность рисовать
по клеточкам в тетради или по линейкам.
§ Управляться с
конструктором, создавать достаточно сложные конструкции по образцу или
инструкции, а также самостоятельно придумывать новые формы.
Мелкая моторика играет важную роль в развитии речи и функций мозга, поэтому
с детьми в подготовительной группе нужно продолжать много играть, учить делать
мелкие операции, например, шить, вязать, вышивать, нанизывать бусины,
разумеется, в пределах, доступных и понятных малышам дошкольного возраста.
Общество и окружающий
мир
Ребенок
в подготовительной группе должен понимать различие между людьми и животными, называть
части тела человека и животных, описывать, почему одни животные домашние, а
другие дикие.
Также у ребенка должно быть
сформировано понятие семьи, родины, дружбы, любви к ближнему в понятных его
возрасту выражениях. Дети дошкольного возраста должны обладать базовыми
знаниями о поведении в обществе, правила приема пищи, дорожного движения.
У дошкольника должны быть
определенные интересы, он должен уметь выполнять элементарные бытовые действия,
например, убрать за собой тарелку, чашку, подмести пол, полить цветы, накормить
аквариумных рыбок и так далее.
Речь и общение
В этом возрасте у ребенка уже не должно быть проблем с речью, он должен
четко и внятно произносить все звуки. Он должен задавать вопросы и отвечать на
них, составлять короткие связные рассказы по картинке или по заданной теме,
запоминать до 10 названных предметов, пересказывать услышанный текст,
составлять словосочетания и простые предложения, описывать фотографии или
иллюстрации, учить наизусть стихи.
Математические навыки
Здесь малышу необходимо получить следующие знания:
§ Умение считать от 0 до
10 и обратно.
§ Связывать цифры и количество
предметов.
§ Сравнивать разнородные
предметы с вычленением одного неподходящего по общим признакам.
§ Сравнивать предметы по
форме, цвету, габаритам.
§ Знать геометрические
фигуры: окружность, квадрат, треугольник.
Изобразительное
искусство
К моменту поступления в школу ученик подготовительной группы должен уметь
правильно держать инструменты и пользоваться ими, лепить, вырезать из бумаги и
делать простейшие аппликации, самостоятельно составлять узоры.
Хорошая подготовка – залог легкой учебы в первом классе, но не стоит
заставлять ребенка делать то, что не соответствует его возрасту и способностям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий