РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ


МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 
3-4 года


Физическое развитие детей 3-4 лет

Младший дошкольный возраст — новая ступень в жизни деток. В этом возрасте малыш обычно:

– уже умеет прыгать, бегать, взбираться на предметы;

– предпринимает попытки играть в групповые игры;

– набирает вес незначительно, всего 1-2 кг за год;

– подрастает на 3-7 см;

– имеет до 20 молочных зубов.

Психическое развитие детей 3-4 лет

Этот период характеризуется тем, что ребенок начинает идентифицировать себя как личность и требует подобающего отношения. У маленького человека проявляются:

– упрямство;

– негативизм;

– попытки командовать;

– завышенная самостоятельность;

– ревность.

Родителям следует помнить, что именно в этом возрасте у ребенка наступает первый кризис, с которым они как более старшие и опытные должны помочь справиться.

Социально-коммуникативное развитие детей 3-4 лет

В этом возрасте важно научить ребенка:

– здороваться при встрече с другими детьми и взрослыми;

– знакомиться со сверстниками;

– делиться и обмениваться;

– принимать участие в совместных играх с другими ребятами;

– применять фантазию в совместных играх;

– уметь рассказать о себе: как зовут его, как зовут родителей;

– говорить вежливые слова и знать правила поведения в обществе.

Интеллектуальное развитие ребенка в 3-4 года

Начиная с трех лет у ребенка формируется определенная база знаний, которые он пытается применять. Малыш активно знакомится с окружающим миром и к своему возрасту уже должен знать:

– названия и характеристики 10 домашних животных;

– 5-7 видов птиц, уметь показывать их на картинке;

– 4-5 разновидностей рыб;

– 4-5 разновидностей насекомых;

– названия основных растений, произрастающих в регионе: до 5 видов деревьев и цветов;

– названия овощей, ягод, фруктов и грибов, которые произрастают в регионе и продаются на прилавках;

– чем различаются характеристики таких материалов, как древесина, стекло, камень, пластик;

– времена суток и их характеристики;

– времена года и чем они различаются;

– природные явления;

– части тела, а также уметь их показать;

– 3-5 популярных профессий;

– до 10 видов транспортных средств;

– чем отличается город от деревни.

Логическое и математическое развитие детей 3-4 лет

Между тремя и четырьмя годами происходит совершенствование основных логических операций и математических понятий. Если ребенку уделять достаточно внимания, то в этом возрасте он может уверенно:

– считать до 10;

– называть основные цвета;

– знать геометрические фигуры;

– знать понятия больше — меньше, много — мало, высоко — низко и т.д.;

– сравнивать предметы по 1-2 признакам;

– складывать картинки из фрагментов;

– находить различия между похожими картинками.

Родители должны активно побуждать детей этого возраста к самостоятельной деятельности, предлагая выполнить определенные задачи.

Речевое развитие детей 3-4 лет

К трем годам кроха должен уметь:

– составлять простые фразы;

– рассказывать о недавних событиях;

– применять речь как способ получения новой информации;

– пересказывать сказку опираясь на иллюстрации;

– рассказывать о себе;

– пытаться изменять слова по падежам.

К четырем годам ребенок должен овладеть следующими умениями:

– описывать увиденное изображение;

– быстро формулировать свои мысли;

– знать признаки предметов;

– использовать глаголы;

– повторять за взрослыми сложные словосочетания;

– называть свое имя и фамилию;

– придумывать собственные слова, определять смысл непонятных слов.

Художественное развитие ребенка 3-4 лет

Большую роль в формировании психики ребенка играет умение выражать свои чувства путем творчества. В возрасте 3-4 лет ребенку желательно освоить следующие виды творчества:

– рисование карандашами, пальчиковыми красками, кисточками, мелками, губками, фломастерами;

– аппликации из цветной бумаги, природных материалов, ваты;

– лепка из пластилина и глины;

– конструирование;

– вырезание по контуру детскими ножницами с круглыми концами;

– оригами — складывание фигурок без использования ножниц и клея;

– помимо занятий, направленных на развитие творческого потенциала, ребенку следует предложить развивать знания в живописи, музыке, литературе.

Держите руку на пульсе развития вашего малыша. Но и не увлекайтесь страхами не успеть развить ребенка согласно общепринятой шкале. Дети развиваются по-разному! А если все-таки есть сомнение в том, что ваше чадо успевает за сверстниками, персональная помощь педагога дошкольного образования не помешает.




                    КРИЗИС 3-х ЛЕТ





Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.

В этом возрасте ваш ребенок:

Выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения.

Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.

Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. 

Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.

Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся  Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих  нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия. 

  

 

Вам как его родителям важно помнить:

С терпением и пониманием относится к протестам и бунтам ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка может привести к пассивности, зависимости и инфантильности. Иногда следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не опасно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

Но, когда капризы становятся частыми и по нелепым поводам – это вас должно насторожить. Не позволяйте ребенку командовать собой и добиваться своего только таким способом. Иначе это станет привычкой и потом вам с этим придется очень долго и тяжко справляться. Старайтесь договариваться. 

Помните, что упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

 Разбирайте вместе с ребенком конфликтные ситуации в детском саду или на детской площадке. Учите его уважать собственные и чужие интересы и чувства. Для этого важно самим быть для него примером – то есть уважительно относиться к нему самому и другим членам семьи.

Бережно обращайтесь с чувствами ребенка. С пониманием относитесь к его горю или злости, разделяйте с ним радость, чувствуйте его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно справляться с собственными эмоциями.

 Не создавайте из возрастных страхов лишней проблемы! Вовремя успокойте ребенка, нежно поговорите с ним. Помните: при спокойной и благоприятной атмосфере в семье эти страхи проходят сами собой или проявление их будет незначительно.

 Продолжайте развивать координацию движений (учите прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (лепка, шнуровка, пирамидки, собирание бусинок).

 Помните, что речевые обороты и запас слов у ребенка формируется из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг очень полезно для расширения словарного запаса ребенка, развития его мышления. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте события дня, а также терпеливо отвечайте на вопросы. 

Наконец-то вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает... Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам.

И вдруг... С вашим ненаглядным что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.

И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно... Как будто в доме уже не малыш, а "нервотреп" какой-то. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем не слушается, пусть даже в ущерб собственным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости... Любые запреты перепроверяет. То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить... Словно робот, недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: "нет", "не могу", "не хочу", "я не буду". 

Ребенок выделил себя как "Я" среди множества окружающих его людей. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них - "Я сам!" И это утверждение "Я-системы" - основа личности к концу раннего детства. 

В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в будущем. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приводящей к конфликту с близкими людьми.

Возросшие потребности ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое "я", малыш ведет себя "вопреки родителям", испытывая противоречия между "хочу" и "надо".

Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже сознательно ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие - открытие себя. Он независим, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без мамы. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами и капризами. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его. В то время как физиологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Негативизм - это протестная реакция малыша на излишнюю требовательность, жесткие ограничения и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Выражается обычно в том, что ребенок игнорирует любые просьбы взрослых только потому, что они исходят именно от них. Это негативная реакция на взрослого, а не на действия. Типичный пример: мать приходит с работы уставшая, не обращая внимания на ребенка, начинает заниматься домашними делами, попутно требуя от ребенка убрать игрушки. Тот делает вид, что не слышит ее.

Ребенок, отказываясь выполнять просьбу взрослого, может даже поступать вопреки своим чувствам и желаниям. Например, очень хочет идти в цирк, но, услышав просьбу взрослого одеваться, резко отказывается. Ребенок может противоречить взрослому даже в абсурдной форме («Какие у тебя красивые косы!» — «Нет, некрасивые!»).

Самая действенная рекомендация — оставить ребенка на время в покое или отвлечь от конкретной ситуации. Иногда помогают решить проблему просьбы-«наоборот»: «Мы сейчас никуда не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся сам». Главное, что должны показать родители ребенку, — спокойное, эмоционально нейтральное поведение. Негативизм с возрастом проходит, если родители властно не подавляют ребенка.

Упрямство — это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он этого потребовал: «Дай мне красную юбку, я хочу!». Упрямство может стать и устойчивой чертой характера, если постоянно отмахиваться от ребенка, как от мухи, или идти на поводу у его желаний. Самое простое правило в этом случае — не запрещать, а объяснять. Ребенок 3-х лет отлично понимает разумные доводы взрослого. Важное правило — говорить ребенку правду.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается  своего не у вас, так у папы. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. 

Своеволие проявляется в том, что ребенок хочет делать все сам независимо от ситуации и своих возможностей: сам покупать в магазине, переходить дорогу, не держась за мамину руку и пр. Естественно, такие желания ребенка не вызывают восторга у родителей. Однако в любой ситуации с малышом можно договориться. Самый лучший способ в данном случае — компромисс («Давай я понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты — за другую»). Дети очень быстро забывают про свои капризы и охотно включаются в новую игру. Самая желанная роль для ребенка — роль взрослого (мамы и воспитателя). Подыграйте ему, и вы увидите результат.

Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации самому, конфликт с родителями быстро исчезает. И наоборот — любой жесткий запрет приведет к усилению этих негативных проявлений.

Деспотизм. Поведение ребенка весьма противоречиво: с одной стороны, он старается все решать, как взрослые, все сам, а с другой — хочет снова стать маленьким, чтобы безраздельно владеть вниманием взрослых. Эти противоречия проявляются во властном поведении, когда ребенок начинает манипулировать взрослыми: «Нет, ты не пойдешь в гости, ты будешь со мной дома!», «Не говори по телефону, а играй со мной!» и пр. Самое время объяснить ребенку, что у каждого члена семьи есть свои дела, обязанности и желания, в которых ему, ребенку, тоже есть место: «Мы с тобой поиграли в мозаику, а теперь мне надо приготовить папе ужин, ведь он придет с работы голодный. Ты будешь мне помогать, и папе будет приятно, что мы вместе трудимся».

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Помните, что одобрение пусть маленьких, но самостоятельных попыток достичь результата в каком-либо деле — залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно.  

 

Памятка для родителей

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.

Основные проявления кризиса

Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.

Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.

Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.

Протест-бунт проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятельность.

Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.

Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некий призыв к родителям показать ему, что правильно и важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.

Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?

Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство — это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства собственного достоинства. И вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения.

Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении вы сможете смириться, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.

Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не меняйте позиции.

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.

Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не вознаграждайте малыша ни чем.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.

Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Каприз – это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если нет «зрителей» - мамы, например, то не кому и показывать концерт

Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу - не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться,и здесь вам помогут фантазия и юмор.



Что должно беспокоить родителей в ребёнке к 4 годам:

  • Чрезмерное беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
  • Резкие смены настроения, раздражительность, частые и продолжительные истерики;
  • Чрезмерная медлительность, вялость, 
  • Трудности контактов со сверстниками и взрослыми, отсутствие потребности в общении
  • Плохой сон (вскрикивает во сне, часто просыпается и т.п.)
  • Тики (непроизвольное подергивание век, губ, мышц лица, навязчивые однотипные движения, грызение ногтей
  • Заикание
  • Задержка в речевом развитии 
















































































































СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. Психологи называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся в три года. У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению. 
 
Что умеет ребенок в 5–6 лет? 
 
                                              Здоровый малыш с пяти до шести лет: 
• Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила; 
 • Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом; 
 • Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними; 
 • Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;
 • Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ. 
                                      10 принципов развития ребенка 5–6 лет 
 1. Начинайте готовить ребенка к обучению С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний. 
 2.Формируйте навык концентрации внимания Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения. 
 3. Расширяйте кругозор ребенка Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами. 4.Тренируйте память Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание. 
 5. Следите за развитием речи Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.
 6. Начинайте учить чтению Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием. 
 7. Играйте в сюжетно-ролевые игры В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх. 8. Развивайте таланты ребенка Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.
 9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому. 
 10. Подавайте детям хороший пример Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.







Приобщение дошкольника к книге

 

 Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышом и помогать при анализе произведения.

Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания картинок в книге?

 1."Что изображено на этой картинке? "

2."Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить?"

3."О чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чем - подробно?"

4."Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?"

5."Чем ты закончишь рассказ по ней?"

6.Предложить ситуацию: "Я начну рассказ, а ты продолжи.

А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?"

 Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

 1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

2.Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

3.Что нового, интересного он узнал?

4.Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

5.Как описана природа?

6.Какие слова и выражения ему запомнились?

7.Чему научила его книга?

8.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Как научить ребенка беречь книги?

 Необходимо для этого следовать правилам:

1.Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.

2.Не читать во время еды.

3.Не загибать листы, пользоваться закладкой.

4.Класть книгу только на чистый стол.

5.Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

6.Своевременно оказывать "скорую помощь" больным книгам.




Сила «ласковушек» 

 Давно известно, что каждому ребенку нужно тепло и ласка родителей. Все знают, но… Очень многие родители слишкочасто указывают на промахи и неудачи, кричат и наказывают.
Сегодня уже является бесспорной мысль о том, что общение нужно ребенку точно так, же как полноценное питание и хороший медицинский уход.
 А неотъемлемой частью общения, естественно, является физический контакт. Само выражение «физический контакт» довольно грубое и не совсем понятное. Я имела смелость заменить его простым и приятным словом «ласковушки».
 Так что же за зверь, эти ласковушки? Я понимаю под ними – объятия, поцелуи, прикосновения. Психологи утверждают, что ребенку требуется 4 крепких объятия в день для того, чтобы он жил, 8 – для того, чтобы он был здоров и 12 крепких объятий для того, чтобы он рос.
 При этом важно помнить, что прикосновение, любовь, слова любви требуются детям обоих полов. К сожалению, примерно после 3-4 лет родители мальчиков начинают меньше выражать свою любовь, меньше их обнимать. Некоторые родители считают, что если мальчику давать много нежности и любви, он превратится в неженку. Жизнь же показывает противоположное! Наукой доказано, что мальчики, которые получают от своих родителей большое количество объятий, поцелуев, чувств любви, слов любви, вырастают сильными, мужественными и уверенными в себе мужчинами. А мальчики, родители которых мало или совсем не дают физического контакта и любви, могут вырасти с чувством неуверенности и «нелюбимости».


 Что Вы можете сделать уже сегодня:


- целуйте и обнимайте своих детей как можно чаще в течение дня;
- учтите, что в подсчете ласковушек не принимаются поцелую после пробуждения и перед сном;
- дарите ласковушки минимум 8 раз в день каждому ребенку;
- дарите ласковушки детям независимо от его возраста;
- дарите ласковушки и мальчикам и девочкам;
- сделайте ласковушки неизменной традицией в Вашей семье;
- начните делать это уже сегодня, и Вы увидите, как изменятся Ваши взаимоотношения!



Дети и гаджеты: вред и польза. Советы психолога.

 Гаджеты – не только неотъемлемая часть нашей жизни, но и привычная вещь в жизни наших детей. Нужно ли ограничивать использование девайсов детьми?


Какой вред оказывают гаджеты?

У детей от года до трех лет происходит формирование всех основных процессов – запоминания, понимания, разработка мелкой и крупной моторики. Когда малыши привязаны к телефону, на экране которого постоянно меняются разноцветные картинки, они утрачивают способность мыслить и размышлять, чему-то учиться. Они повторяют то, что видят. В психофизиологическом плане у детей начинает портиться осанка, страдает зрение – зачастую мы не контролируем, в какой позе ребенок смотрит мультфильмы. Маленькие дети настолько погружаются в процесс, что забывают даже сходить в туалет. В дальнейшем это может спровоцировать энурез – непроизвольное мочеиспускание. Также дети могут отказываться от еды, ставя под угрозу работу желудочно-кишечного тракта.

Есть ли для детей польза от гаджетов?

Быстрый доступ к любой информации. Например, в качестве подкрепления материала из книг о животных, ребенку можно показать видеоролик на ту же тему. Так вы расширяете кругозор малыша. Также гаджеты помогают комбинировать увлечения ребенка. Когда девочка любит моделировать одежду, она может создать придуманный образ в фотошопе, сделав его более детальным. Существуют и детские сайты по програмированию. Детей после трех лет можно обучать иностранным языкам по видеоурокам. Ребенок визуально и на слух запоминает и повторяет иностранные слова.

Как и когда можно давать гаджеты детям?

Самый оптимальный возраст – когда дети понимают, что они смотрят. Развивающие мультики можно показывать после трех лет, но в ограниченном количестве. До трех лет я не рекомендую давать гаджеты. Можно лишь включать музыку, но при этом выключать экран телефона. Родитель должен контролировать, что смотрит его ребенок.

Детская агрессия после гаджетов: как бороться?

Дети повторяют то, что видят в семье. Если родители берут телефон, как только появляется свободная минута, ребенок будет делать то же самое. Когда взрослые просят малыша порисовать или поиграть в конструктор, а сами смотрят телевизор, скорее всего, ребенок просто поменяет локацию, продолжив играть в телефоне. Не отбирайте у ребенка гаджет, когда он проходит какой-то уровень в игре. Дождитесь, пока он пройдет уровень и предложите альтернативное занятие – погулять или полепить. Договаривайтесь с вашими детьми! Лучше делать это до того, как дадите ребенку планшет или телефон. Для маленьких же детей я советую установить программу, которая автоматически выключает гаджет по истечении определенного времени. Тогда родитель не подвергается агрессии ребенка, ведь телефон выключился автоматически.

Основные советы родителям:
  • чем позже вы дадите ребенку какой-то гаджет, тем лучше;
  • контролируйте время использования гаджетов;
  • договоритесь с ребенком заранее, обьяснив, сколько времени ему дается;
  • обязательно позаботьтесь о других увлечениях вашего ребенка.
                                         2022-2023  УЧЕБНЫЙ ГОД

       ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Правильная подготовка к школе играет огромную роль в дальнейшей успеваемости ребенка, создавая для него плавный переход между занятиями в детском саду и учебными буднями. К тому же хорошая подготовка влияет не только на успеваемость, но и сказывается на психологическом состоянии ребенка. Тот, которого хорошо подготовили к школе, относится к занятиям спокойно, легко воспринимает изменившуюся ситуацию, стабильно учится, не нервничает, быстро находит друзей, спокойно адаптируется. При отсутствии тщательной подготовки резкое изменение ситуации от детского сада к школе может стать серьезным фактором стресса для ребенка, что отразится не только на его учебе, но и на состоянии здоровья.

Общее развитие

В этой области каждый ребенок должен быть хорошо подготовлен к школе, где ему придется проявлять значительную по сравнению с детским садом самостоятельность:

§  Знание собственного имени и фамилии, дня рождения, возраста.

§  Знание имен родителей.

§  Домашний адрес.

§  Знание названия родной страны.

§  Дни недели, месяца, времена года.

§  Знание основных профессий людей и понимание, с какой работой они связаны.

§  Ребенок в подготовительной группе должен знать основных домашних и диких животных, а также названия их детенышей.

§  Разбираться и объяснять природные явления (солнце светит днем, ночью темно, вода мокрая и так далее).

§  Различать разные виды транспорта.

§  Обладать навыками правил дорожного движения.

§  Распознавать времена года по внешним признакам (зимой холодно, идет снег, осенью падают желтые листья и так далее).

§  Уметь узнавать растения по деталям (листьям, цветам, ягодам и так далее).

§  Понятие праздника и буднего дня.

§  Понимание разницы между живой и неживой природой.

Эти базовые знания могут быть намного шире, если ребенок развит, но малыш, подготовленный к школе, не может иметь более скудные познания.

Моторика и навыки самообслуживания и гигиены

Предоставлен сам себе, поэтому у него должны быть хорошо сформированы и закреплены основные навыки самообслуживания:

§  Самостоятельно или с небольшой помощью взрослых одеваться и раздеваться.

§  Застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать обувь.

§  Уверенно, хорошо ходить, бегать, прыгать и лазать.

§  Уметь переносить нетяжелые предметы на небольшие расстояния.

§  Кидать и ловить мяч.

§  Играть в подвижные игры.

§  Танцевать.

§  Самостоятельно умываться, мыть руки, чистить зубы, причесываться.

§  Следить за внешним видом.

§  Складывать одежду, обувь.

§  Проявлять индивидуальность при выборе нарядов.

§  Умение исправно пользоваться горшком и унитазом.

§  Умение изображать ровные линии от руки.

§  Способность рисовать по клеточкам в тетради или по линейкам.

 

§  Управляться с конструктором, создавать достаточно сложные конструкции по образцу или инструкции, а также самостоятельно придумывать новые формы.

Мелкая моторика играет важную роль в развитии речи и функций мозга, поэтому с детьми в подготовительной группе нужно продолжать много играть, учить делать мелкие операции, например, шить, вязать, вышивать, нанизывать бусины, разумеется, в пределах, доступных и понятных малышам дошкольного возраста.

Общество и окружающий мир

Ребенок в подготовительной группе должен понимать различие между людьми и животными, называть части тела человека и животных, описывать, почему одни животные домашние, а другие дикие.

Также у ребенка должно быть сформировано понятие семьи, родины, дружбы, любви к ближнему в понятных его возрасту выражениях. Дети дошкольного возраста должны обладать базовыми знаниями о поведении в обществе, правила приема пищи, дорожного движения.

У дошкольника должны быть определенные интересы, он должен уметь выполнять элементарные бытовые действия, например, убрать за собой тарелку, чашку, подмести пол, полить цветы, накормить аквариумных рыбок и так далее.

Речь и общение

В этом возрасте у ребенка уже не должно быть проблем с речью, он должен четко и внятно произносить все звуки. Он должен задавать вопросы и отвечать на них, составлять короткие связные рассказы по картинке или по заданной теме, запоминать до 10 названных предметов, пересказывать услышанный текст, составлять словосочетания и простые предложения, описывать фотографии или иллюстрации, учить наизусть стихи.

Математические навыки

Здесь малышу необходимо получить следующие знания:

§  Умение считать от 0 до 10 и обратно.

§  Связывать цифры и количество предметов.

§  Сравнивать разнородные предметы с вычленением одного неподходящего по общим признакам.

§  Сравнивать предметы по форме, цвету, габаритам.

§  Знать геометрические фигуры: окружность, квадрат, треугольник.

Изобразительное искусство

К моменту поступления в школу ученик подготовительной группы должен уметь правильно держать инструменты и пользоваться ими, лепить, вырезать из бумаги и делать простейшие аппликации, самостоятельно составлять узоры.

Хорошая подготовка – залог легкой учебы в первом классе, но не стоит заставлять ребенка делать то, что не соответствует его возрасту и способностям.

 






                             "ПОИГРАЙ С РЕБЕНКОМ"
                               ИНТЕРЕСНЫЕ ,НО ЗАБЫТЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ






В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ





















Комментариев нет:

Отправить комментарий